Второе послание апостола Павла к Тимофею. Глава 4,
стихи 3-8.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби,
совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо
я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия
настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил,
веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды,
который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный;
и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Сегодняшнее апостолькое чтение очень краткое, но
принципиальное. Апостол Павел пишет своему ученику
последние слова, и эти слова, очевидно, чрезвычайно
важные. О чем говорит апостол Павел? Он уже не пишет о
богословских, вероучительных вопросах, не повторяет
правил христианской жизни и взаимоотношений в церкви и
так далее... Он пишет о самом главном для человека в
финале его жизни, в момент перед встречей с Творцом за
пределами земного мира. Он пишет о Жертве.
Понятие жертвы, жертвенности, ключевое вообще в
религиозной жизни, но мы часто забываем об этом.
Собственно с жертвы начинается религиозная жизнь
человека, как таковая. Но мы слишком привыкли к
замечательному, бесценному дару Спасителя - Его
жертвенной любви. Он есть подлинная и невместимая ни
миром ни разумом Жертва за всех нас. Он принял наши
грехи и Своею жертвенною Кровью омыл нас.
Это совершенно правильно и не может подлежать сомнению.
Но! Не слишком ли мы легко принимаем эту величайшую
Жертву. Не привыкли ли мы к ней? Не исчезает ли в нас в
силу собственной духовной лени шок и потрясение от этой
Жертвы?
Мы поем рождественские калядки - все так мило, Господь
пришел, за нас пострадал, мы омыты Его Пречистой Кровью.
Прекрасно. И это все? Не забываем ли мы, может отчасти и
лукаво, и о собственной жертвенности? А ведь причащаясь
Тела и Крови Христовой, Его Кровь, становится нашей
кровью. Его - Жертвенная Кровь, течет в наших жилах. Мы
сами становимся жертвой. Мы сожертвенны с Ним. "Я
сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне
Христос". Вот ключевое понятие христанства. Вот та
жизненная позиция, которая сделала Церковь непобедимой в
веках и тысячелетиях среди вражды и соблазнов внешнего
мира. Непобедима Церковь, состоящая из людей, которые
чем ближе к смерти, тем становятся тверже. Мы искуплены
Его Кровью, но мы также должны быть еще и сожертвенны с
Ним, мы должны быть спутниками Ему в Его Крестном пути.
Тогда мы непобедимы. Потому что ничто для нас не старшно,
если и сама смерть становится для нас не ужасным концом
всего, а соучастием в Великой Жертве. Жизнь для нас -
свидетельство, а смерть - жертва. Все наполнено
величайшим смыслом, все устремлено к вечности.
Насколько грандиозно и прекрасно такое состояние духа
человека, то состояние в котором постоянно пребывали
апостолы, мученики и все святые. И насколько оно отлично
от нашей собственной духовной жизни. Не будем говорить о
вообще современном человеке. Потерявшем все духовные
ориентиры слепом рабе собственных страстей и чужих
мнений. Посмотрим на самих себя, современных
православных. Как мы молимся, что мы просим у Бога, как
ведем себя пред Лицем Его в Доме Его?
Как малые дети - просим подарков и сладостей - здровья,
успехов, семейного счастья. И правильно. Просим и, что
удивительно, получаем. Господь принимает даже такие
молитвы. Но это ли молитва христианина? Он нас любит, Он
простит, Он даст... Он... Он... Он... А мы? На что мы
готовы, кроме как просить Его еще о чем-либо? Готовы мы
быть жертвой, пусть с маленькой буквы, но тоже жертвой?
Часто ли просим мы сил не для того, чтобы сокрушить
обидчиков, а чтобы достойно пронести свой крест? Часто
ли радуемся, подобно апостолу Павлу, о том, что час
нашей жертвы приблизился?
Конечно, надо, и это правильно, - просить Бога во всех
своих нуждах. Но это пища младенцев. Апостол пишет
последние слова - и эти слова уже не младенческое
молоко, но пища твердая. Слова для учеников, возросших
"в меру возраста Христова". Нам будет слишком дерзко
становится в их ряд, но это не значит, что мы должны
желать навсегда оставаться младенцами. Мы должны
стремится к возрастанию. А не питаться из года в год
одной младенческой пищей.
В этой связи хочу напомнить, что сегодняшний отрывок
является продолжением других слов апостола Павла, не
могу их не привести: Ибо будет время, когда здравого
учения принимать не будут, но по своим прихотям будут
избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от
истины отвратят слух и обратятся к басням. И далее
уже знакомые нам слова.
Вот прямая и нелицеприятная характеристика современного
прихожанина: по своим прихотям избирать учителей...
от истины отвратят слух и обратятся к басням. Как
хорошо придти в храм, посудачить со знакомыми о чудесах,
о способах исцеления от зубной боли или ночных
недержаний. Поставить свечечку, приложить землицу от
святыньки к больному месту, обвязаться пояском от злых
духов... Так вот, дорогие мои, это даже не молочная
пища, все это - басни!
От истины отвратят слух - это про нас!
Прислушемся же к истинным словам, к словам прозвучавшим
сегодня в храмах, тем словам, которые сказал апостол
Павел как последнее напутствие своему ученику и нам
вместе с ним. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время
моего отшествия настало... а теперь готовится мне венец
правды, который даст мне Господь... и не только мне, но
и всем, возлюбившим явление Его.
Посмотрим на его пример - быть сожертвенным со Христом,
нести каждому свой личный крест с радостью и
благодарением. И именно об этом будем молить и
благодаритьБога.
Аминь. |