Ансельм Кентерберийский
и его «онтологическое
доказательство» бытия Божия
Человек всегда стремился
к рациональному объяснению своей веры. Отсюда
объяснимы многие известные в истории философии
попытки построения теологически-философских систем.
Но в процессе рассуждения о Боге и Его самосущном
бытии самое главное, чтобы наше рассуждение не стало
самодовлеющим, т.е. чтобы наш разум, ratio,
не занял в наших умопостроениях место Бога. поэтому
все рассуждения о доказательстве бытия Божия всегда
относительны, и в дилемме вера и разум первым и
определяющим фактором должна быть вера. “Ибо я не
разуметь ищу, дабы уверовать, а верую, дабы
уразуметь”. Такой подход, непреложный для всех
христианских мыслителей, если под христианскими
мыслителями понимать истинно верующих людей,
провозглашает в начале своего трактата “Прослогион”
Ансельм Кентерберийский.
Ансельм Кентерберийский
родился в 1033 году в Аосте (Сев.Италия) в семье
местных дворян. После смерти матери в 15 лет он ушел
из дома, несколько лет скитался по Франции, переходя
из школы в школу, пока не очутился в Нормандии в
Бекском монастыре у учителя Ланфранка. Ланфранк был
прекрасным ритором и педагогом. После долгих
странствований он осел в бедном Бекском монастыре,
решив бороться с собственной гордыней. Со временем
его школа приобрела известность, среди учеников
Ланфранка были Иво Шартрский, Ансельм из Баджио,
будущий папа Александр II. К
этому времени относится написание Ансельмом своих
первых философских трудов “О грамотном”, “Монологион”,
“Прослогион”, “Об истине”, “О падении дьявола”, “О
свободе выбора”. На век Ансельма пришлись крупные
исторические события, в которых он участвовал.
Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандский, хорошо
знал и очень ценил мудрость Ланфранка. Поэтому,
когда в 1066 году он по благословению папы
Александра II предпринял
удачный поход в Англию, и укрепившись в новых
владениях в 1070 году назначил Ланфранка
архиепископом Кентерберийским. После смерти
Вильгельма и Ланфранка светскую власть в Англии
получил по наследству второй сын Вильгельма
Завоевателя Вильгельм Рыжий, а духовную власть по
общему желанию герцога и епископов воспринял
духовный сын Ланфранка Ансельм. Имея истинно
христианский подход к пониманию своего пастырского
долга, Ансельм с одной стороны по своему смирению
никогда не боролся за архипастырский жезл, а с
другой, облеченный от Бога отстаивать интересы
Церкви, всегда твердо противостоял посягательствам
со стороны светской власти. Главным направлением его
деятельности, как архипастыря, была борьба с
инвеститурой, проводимая при поддержке пап Григория
VII и Урбана.
Ансельм пользовался
огромным авторитетом в Церкви. Так, на Соборе в Бари
в 1098 году, посвященном вопросам “точного
истолкования веры”, папа Урбан в критический момент
обсуждения воскликнул: “Ансельм, отец и учитель, где
ты?” - и Ансельм произнес речь, дошедшую до нас под
названием “Об исхождении Святого Духа, книга против
греков”. Окруженный любовью и почитанием друзей и
внушающий страх и уважение врагам, Ансельм отошел ко
Господу в 1109 году в 16 год своего понтификата на
76 году жизни. Его жизнь и деятельность, проведенные
в полном согласии с его убеждениями, изложенными в
многочисленных теологических сочинениях, оценены
католической церковью, как жизнь святого.
Итак, доказательства
бытия Божия можно разделить на несколько групп. Как
то, космологическое, телеологическое,
онтологическое, психологическое нравственное и
историческое. Из них онтологическое доказательство
стоит как бы отдельно, потому что все остальные
доказательства исходят из рассмотрения явлений или
свойств мира и человека, т.е. творения, и путем
индукции восходят от частного к общему, т.е. Творцу.
Онтологическое же доказательство, по крайней мере
так, как оно было заявлено Ансельмом
Кентерберийским, самодостаточно, т.е. для
доказательства бытия Абсолюта не используют ничего,
кроме понятия об этом Абсолюте. Тем самым это
доказательство наиболее достоверно, ибо требует
наименьшего количества предпосылок, в то время как
каждая предпосылка, вводимая в рассуждение о Начале
или Первопричине бытия может быть крайне
сомнительна, ибо и весь мир имеет относительное
бытие к Источнику бытия.
Итак, Ансельм
Кентерберийский поставил перед собой задачу
рационального обоснования своей веры без привлечения
понятий и явлений этого тварного мира. По преданию,
он долго молился, чтобы Господь дал ему разумение, и
однажды во время совершения Божественной Литургии
ему было дано озарение свыше. Сам Ансельм
формулирует доказательство таким образом: “И,
конечно, то больше чего нельзя себе представить, не
может быть только в уме. Ибо если оно уже есть по
крайней мере только в уме, можно представить себе,
что оно есть и в действительности, что больше.
Значит, если то, больше чего нельзя ничего себе
представить, существует только в уме, тогда то,
больше чего нельзя себе представить, есть то, больше
чего можно представить себе. Но это, конечно, не
может быть. Итак, без сомнения, нечто, больше чего
нельзя себе представить, существует и в уме, и в
действительности.” “Значит, нечто, больше чего
нельзя себе представить, существует так подлинно,
что нельзя и представит себе его несуществующим. А
это Ты и есть, Господи Боже наш. Значит, Ты так
подлинно существуешь, Господи Боже мой, что нельзя и
представить себе, будто Тебя нет.”
Формула, с помощью
которой строится доказательство Ансельма “то, больше
чего нельзя себе представить” _ “id quo maius
cogitari nequit”. Не будучи
соотнесенной со всем существующим в тварном мире,
она принимается в контексте Ансельмова
доказательства как одно из имен Бога. Фома Аквинский
считает такой ход доказательства малоубедительным,
т.е. выведение из мыслительной субстанции реальной,
хотя Библия учит нас именно о реальности имени Бога
и, вообще говоря, только имени Бога. “Бог сказал
Моисею: Я есть Сущий. И сказал: так скажи сынам
Израилевым: Сущий послал меня к вам.”
Красота и законченность
Ансельмова доказательства сразу вызвала как
восхищение, так и одинаковое возражение со стороны
теологов и философов, продолжающиеся по сей день.
Первым с критикой Ансельма Кентерберийского выступил
его ученик Гаунило из Мармутье. Дело в том, что в
доказательстве Ансельма действительно присутствует
некая философская эквилибристика на грани игры слов.
И применять метод Ансельма к любым понятиям, кроме
понятия о Боге, как будет видно из дальнейших
споров, логически неприемлимо. Так, Гаунило в
качестве иллюстрации своей критики приводит пример о
неком совершеннейшем острове забытых сокровищ. На
возражение, что этого острова нет, приводит довод,
что раз он совершеннейший, то он должен быть. И что
мол таким путем можно доказать существование чего
угодно. На это Ансельм отвечает: “Если кто-то найдет
мне в действительности или только в представлении
кроме “того, больше чего нельзя себе представить” к
чему подойдет ход этого моего доказательства, то я
найду и дам ему потерянный остров, так что больше не
потеряется.” Итак, критика Гаунило, как впрочем и
вся дальнейшая критика в течении веков
онтологического доказательства пытается
распространить на что-то другое, кроме “того, больше
чего нельзя себе представить”.