СВЯЩЕННИК
НИКОЛАЙ КИМ
По материалам сайта газеты "Крестовский мост".
(версия для печати здесь)
Почему бесы оказались в свиньях?
Для чего
Христос позволил бесам, изгнанным из Гадаринского бесноватого, войти
именно в свиней? Значит ли это, что бесы потонули в море вместе со
свиньями, которые кинулись с крутизны в воду?
Владимир Петрович
Отвечает сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Ким:
—
Если внимательно читать отрывки Евангелий с изложением этого эпизода,
то можно найти указания на то, что же стало с этими бесами, которые
вошли в стадо. Сначала они просили Христа «не мучь нас»,
потом просили, чтобы Господь не повелел им идти в бездну (Лк.8:31), а
далее просили, чтобы позволил им войти в стадо свиней. То есть человек
без Бога в своём внутреннем состоянии похож на животное, на свинью.
Даже на целое стадо — столько в нём животных страстей. Господь
«позволил им». То есть не отправил их сразу в бездну, но
разрешил войти в стадо, которое утонуло. Видимо, это разные состояния
для бесов — бездна и утонувшие свиньи. Очевидно, что бездна
— гораздо хуже, если бесы так боялись именно её. Она означает их
вечное мучение и гибель, которые должны наступить для всех тёмных сил в
конце этого мира после Страшного Суда. Что стало с бесами, когда свиньи
утонули в море, нам Евангелие не говорит, видимо, подобное знание не
полезно для нашей души.
Но главный смысл отрывка — не в судьбе бесов, а в исцелении
человека, отношении людей к Богу и любви Божией к людям. Очевидно, что
человек не может сам справиться с бесами, необходима Божия помощь.
Приходит Господь — и все радикально меняется. Человек становится
человеком, разумным носителем образа Божия.
Интересна реакция его сограждан. Они «нашли человека, из которого
вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и
ужаснулись» (Лк.8:35). Поразительны последние три слова —
ужаснулись, увидев человека в здравом уме. На мой взгляд, это точная
характеристика толпы не только во времена Иисуса, но и в наше безумное
время. Человек в здравом уме, сидящий у ног Спасителя, т.е. верующий,
необычен для общества, которому привычнее и ближе безумец. Дальше
— больше: люди просят Христа «удалиться от них».
Толпе оказался не нужен Бог. И Господь покидает их пределы, не
навязывает Себя, Своё Слово спасения. Но не оставляет их полностью
— исцелённый послан Богом на проповедь и «он пошёл и
проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк.8:39).
То есть любовь Божия к людям превозмогает нашу глупость и порочность.
Даже отвергший Христа город не остаётся без благой, спасительной вести.
Применительно к нашему времени — общество забыло Бога, но Бог не
забыл людей.
Татьяна ЩЕРБАКОВА
|