СВЯЩЕННИК
НИКОЛАЙ КИМ
Послание апостола Павла Ефесянам, глава 2, стихи 4-10
Бог,
богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и
нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью
вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе
Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство
благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы
спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы
никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе
на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Этот отрывок очень интересен для экзегезы и важен для христианского
мировоззрения.
Главный его смысл – спасение для вечной жизни не заслуга человека,
но исключительно дар Божией милости. Эта мысль очень ярко и
эмоционально проводится апостолом Павлом.
«Благодатью вы спасены, … не от дел, чтобы никто не хвалился». Для
лучшего понимания этих слов можно привести такую аналогию:
представим себе утопленника в море. И вот плывет мимо корабль, его
поднимают, откачивают, возвращают снова к жизни. Что он будет после
этого делать? Если нормальный человек, то благодарить своих
спасителей, и держаться крепче за корабль, чтобы снова не оказаться
в пучине. И уж во всяком случае, никому в голову не придет хвалить
себя за свое спасение. Ну а если этот человек совсем неразумный, он,
может быть, напьется, будет всем кричать какой он герой, пока опять
не свалится за борт. Так вот корабль – это Церковь, корабль
спасения, и мы, спасенные из пучины, должны только лишь благодарить
нашего Спасителя – Бога и держаться изо всех сил за наш корабль –
Церковь.
Далее. Очень интересны слова «воскресил» и «посадил на небесах».
Более точно они переводятся как «совоскресил» и «посадил вместе»,
т.е. вместе со Христом воскресла и вся Церковь, Его Тело. Это
положение невообразимо ново для ветхого человеческого сознания. Эти
слова пронзительно новы и сейчас спустя 2000 лет после их
произнесения, они новыми останутся всегда, как вечно Нов Завет
Господа с Его Церковью. Эта фраза становится еще более
поразительной, если обратить внимание на грамматику. Глаголы
«воскресил» и «посадил» в греческом оригинале стоят в аористе, т.е.
такой временной форме, которая означает завершенное в прошлом
действие, действие совершенное когда-то раз и навсегда. Что же
получается? Господь уже воскресил свою Церковь, уже посадил нас на
небесах? Почему же мы еще здесь на земле? Эти вопросы ставят в тупик
современную экзегезу, но на самом деле встает в тупик лишь
рациональная привычная человеческая логика, ум заходит в тупик, но
дух освобождается, чтобы воспарить к горнему. Лишь за пределами
нашей привычной логики можно прикоснуться к сокровенной Божественной
тайне. Так воскресла уже Церковь или нет? Где мы, на небесах или на
земле? Не будем ждать простого ответа в привычных словах, а
попробуем услышать ангельский хор во время Божественной Литургии.
Еще важная тема этого отрывка – вера, которой мы спасены, она тоже
не от нас, «Божий дар». Принципиальный момент. Каждый пришедший в
храм человек, приходит к Богу, будучи движим Духом Святым. Не
остается ни малейшей лазейки для человеческой гордыни. Мол, ну
ладно, я не буду хвалится делами, ничего достойного я не совершил,
но я все же верующий человек, я верю – и в этом моя заслуга в
отличие от прочих неверующих. Нет! Апостол говорит, не обольщайтесь,
вера тоже не ваша заслуга, вера – Божий дар. Здесь уместно вспомнить
евангельскую молитву – верую Господи, помоги моему неверию! А
получив такой бесценный дар, мы и должны относится к вере как к
дару. В чем отличие дара от заработанного или заслуженного
вознаграждения? Дар целиком зависит от дарящего. А заработанное от
работника. Если потерял заработанное, не беда, поработаю еще и снова
приобрету. Не так с даром. Если потерял дар, нет никакой гарантии,
что его снова подарят, это не от меня зависит, а от дарящего. Дар
если не сберег, то ничем его уже не вернешь. Так и вера – если мы
получили этот Божий дар, будем хранить его, укреплять и оберегать,
не будем относится легкомысленно к нашей вере.
Еще интересна фраза «мы Его творение». Она интересна тем, что в
греческом оригинале термин «творение» выражен словом «поэма». Это
слово тоже обозначает творение, но, как и в русском языке, с сильным
акцентом на творении, как произведении искусства. Как любил
повторять незабвенный епископ Даниил, краткую молитву «хвала Богу –
Творцу неба и земли!» можно читать так: «хвала Богу – Поэту неба и
земли!». Действительно, мир и человек – это поэма Бога, прекрасное и
совершенное произведение. Вроде бы какая разница: сказать «творение»
или «поэма»? Но не будем спешить, обратим внимание на иные акценты.
Поэзия, в отличие от прозы, имеет несколько принципиальных отличий.
В поэзии важнейший элемент – красота, гармония. Богом созданный мир
прекрасен, красота создания – это очевидный отпечаток создателя на
творении. Еще: чтобы понять поэму надо приложить собственные усилия
более значительные, чем для понимания простого текста. Сам читающий
доложен быть способен понимать красоту и гармонию, должен быть отчасти
созвучен поэзии, должен иметь вкус и чувство прекрасного. Но и это
не все. В поэзии всегда останется крупица тайны, даже будучи
перечитана сто раз, поэма все равно сохранит нечто невысказанное,
которое и есть тайна творчества и красоты. Так и Божий мир, и
человек – прекрасное создание Божие, но в глубине их тайна, и
приблизиться к ней можно не с холодным инструментом логики, а с
трепетным чувством прикосновения к красоте и любви.
Последняя фраза отрывка «мы… созданы… на добрые дела, которые Бог
предназначил нам исполнять». С первого, поверхностного взгляда вроде
бы очевидно противоречие с главной темой отрывка, чтобы никто не
хвалился от дел, не делами мы спасаемся. Но это противоречие только
видимое. На самом деле очень мудро апостол сразу же напоминает о
делах, чтобы не было соблазна превратно истолковать его послание в
том смысле, что ничего не надо делать, мы и так спасены. Ложная
позиция, которой часто злоупотребляют как современные протестантские
секты, так и просто нецерковные люди. Позиция духовного эгоизма и
лени: «Зачем что-то делать, если мы уже все спасены раз и
навсегда?». Это видимое противоречие заставляет нас задуматься, что
не все так просто с термином «дело». Есть Дело спасения, дело
восстановления человеческой природы, оживотворения мертвого человека.
И есть повседневные дела людей. И то «дело» и эти тоже. Но никому и
в голову не придет установить между этими двумя такими разными
делами знак равенства. Есть грандиозное и величайшее Дело спасения,
Дело Божественного домостроительства, и есть частые повседневные
дела людей. Но как ни странно, между этими двумя такими разными
делами есть прямая взаимосвязь. В нашей привычной повседневности мы
должны совершать добрые дела, чтобы быть причастными Божественному
Делу спасения. Но помня при этом главный смысл этого отрывка – не
хвалится этими делами и не думая, что именно ими мы заслужили себе
наследие вечной жизни. Чтобы лучше понять смысл последнего
предложения, опять же стоит обратиться к греческому тексту. Здесь в
буквальном переводе будет так: «мы созданы на добрые дела, в которых
Бог предназначил нам ходить». Очень точно подобрано слово – ходить.
Ведь ни один человек в здравом уме не будет хвалиться тем, что он
ходит на двух ногах, а не ползает на четвереньках. Как для нас
естественно ходить, в плане передвижения, так же естественно в
духовном плане - творить добрые дела. И нет в этом никакой особой
заслуги. Каждому человеку Бог оставляет полную свободу – ты можешь
ходить на двух ногах, а можешь на четырех конечностях, как животное.
Человек может всегда оставаться человеком – быть добрым, честным и
благородным, помнить о Боге каждый час и минуту, а может опуститься
до скотского состояния. И если мы живем благочестиво и порядочно,
это не наша заслуга, это для нас совершенно естественно, а как же
еще может жить человек – любимое создание Бога, поэма Божия?
|