Послание апостола Павла Ефесянам. Глава 4, стихи
7-14.
Каждому же из нас дана благодать по мере дара
Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил
плен и дал дары человекам. А "восшел"
что' означает, как не то, что Он и нисходил прежде в
преисподние места земли?
Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес,
дабы наполнить все. И Он
поставил одних Апостолами, других пророками, иных
Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению
святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия,
в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
В сегоднящнем чтении мы видим несколько важнейших
богословских положений, высказываемых апостолом Павлом.
При этом начало и конец отрывка непосредственно связаны
по смыслу, тем самым нам дается некий законченный,
отточеный богословский посыл.
В начале мы слышим - каждому из нас дана благодать.
Здесь важно отметить слово - каждому. Каждый,
независимо от способностей и звания, от иерархичесокго
положения в Церкви соучаствует в этом мистическом и
надвременном процессе - созидании Тела Христова, о
котором говорится конце отрывка. Итак, благодатные дары
даны всем, но эти дары даны не для удовлетворения неких
эгоистических потребностей каждого из нас, но для
соработничества в общем великом деле, в стремлении к
общей цели всей Церкви - созидании Тела Христова. А
чтобы еще сильнее подчеркнуть всеобщность, всеохватность
этой задачи апостол напоминает о везедеприсутствии
Божием. Он - сошел во ад и восшел на Небеса. Тем самым,
Он наполняет собой все. Все и всегда пронизано
Божественными энергиями и наша задача - быть созвучными
этой Божественной мелодии, быть соработниками Ему. И это
мы можем и должны осуществлять всегда и везде. Потому
что все наполняет Сын Божий.
Но при этом нам не надо уклоняться в некую
спиритуализацию нашего соработничества с Творцом. Эта
поставленная задача - созидание Тела Христова имеет
вполне видимое, зримое, реализуемое в нашем
феноменальном мире воплощение - это Евхаристия, Литургия
- общее дело, как это слово переводится с греческого.
Каждая совершенная Евхаристия созидает, воссозидает Тело
Христово в мире. Соединяясь со Христом телесно в
таинстве Евхаристии мы реально и зримо выполняем эту
мистическое задание - созидание Тела Христова.
Еще важно отметить в этом отрывке важное соединение трех
понятий - познание Сына Божия, созидание Тела
Христова и единство веры.
Познание Сына Божия. В самом простом смысле - просто
интеллектуальное познание. Т.е. узнавание, чтение Слова
Божия, понимание и знание Слова Божия созвучное со всей
Церковью. Но не только интеллектуальное познение имеется
ввиду. Познание в библейском смысле никогда не
органичивалось просто ученическим узнаванием. Познание
более глубокое - соединение, экзистенциальное
переживание познаваемого. И вот здесь с совершенной
ясностью возникает второе положение, неразрывно
связанное с познанием - созидание Тела Христова,
особенно в его литургическом звучании.
Но есть и третье понятие этого ряда. Единство веры.
Интересно, что о единстве веры апостол говорит как о
чаемом состоянии. Доколе не придем в единство веры.
На взгляд современного христианина это немного
неожиданно. А разве не было единства веры во времена
апостолов? Мы привыкли к такой простой исторической
схеме - первые века единая Церковь, потом возникают
разномыслия, ереси, расколы. Пока наконец Великий раскол
не делит единую Церковь на восточную и западную части.
Потом печальный процесс разделения продолжается... Но из
этих слов апостола, мы видим, что единство веры - в
реальных условиях церковного бытия всегда было лишь
желанным состоянием. Это как бы метаисторическая задача
Церкви. Без единства веры невозможно настоящее созидание
Тела. Ведь как может созидаться Тело, если оно
одновременно и разделяется? То есть единство нам задано
как одна из важнейших задач для всей Церкви вместе и для
каждого ее члена в отдельности. Именно через призму
выполнения этой задачи мы и должны рассматривать все
сиюминутные проблемы каждой, так называемой, юрисдикции,
каждой епархии, каждого прихода.
И в заключение, еще об одном положении этого отрывка.
Доколе все не придем... в меру полного возраста Христова.
Мера полного возраста Христова - очень важное понятие,
особенно в святоотеческой аскетической литературе. Это
понятие говорит о том, что духовно мы находимся в
процессе. В процессе становления. Как и рост ребенка
этот процесс органичен, его трудно ускорить, но и
невозможно затормозить. Оставаясь на прежнем уровне, мы
впадаем в духовный инфантилизм. Вся жизнь христианина -
это процесс духовного взросления. И это относится не
только к отдельному христианину, но и ко всей
исторической Церкви. Ну а если задаться вопросом - что
же это за возраст Христов, каково духовное состояние
человека, когда можно сказать, что он приблизился к мере
возраста Христова? Что это за мера? Первый ответ -
конечно, мы никогда в этой жизни не достигнем этой меры.
Это нам опять-таки дано как цель для нашего стремления.
Но на этом, наверно, не стоит прекращать размышления на
это счет. Ведь можно подумать и о том пути, которым
прошел Спаситель в своей земной жини. Тогда мы можем
догадываться, что к мере возраста Христова человек
приближается, восходя на свою личную Голгофу,
приготовляясь к собственной жертве, сораспинаясь миру со
Христом.
Итак, запомним урок, преподаваемый нам сегодня апостолом
Павлом. Три великие задачи даны церкви и каждому ее
члену. Созидание Тела Христова, познание Сына Божия и
единство веры. Эти задачи неразделимы, они решаются всей
церковью и каждой личностью в своей жизни. Их масштаб не
должен нас подавлять и приводить к самоуспокоению - мол,
все это имеет метаисторический смысл и в ежедневном
нашем бытии имеет мало применения. Нет, в каждом
евхаристическом собрании, в нашем привычной и ежедневной
литургической жизни мы выполняем это великое и
таинственное дело всей Церкви. Мы все соучаствуем в
созидании Тела Христова, на каждой литургии, в каждом
храме. И этот процесс богочеловеческий - процесс
возрастания всей Церкви и каждого из нас в меру полного
возраста Христова. |