| 
						Вера или дела закона? Гал. 2:16-20    
						  
						Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами 
						закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали 
						во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а 
						не делами закона; ибо делами закона не оправдается 
						никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и 
						сами оказались грешниками, то неужели Христос есть 
						служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что 
						разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер 
						для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и 
						уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу 
						во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня 
						и предавшего Себя за меня.   
						  
						Данный отрывок очень важен для христианского 
						мировоззрения и сложен для понимания. Само «Послание к 
						галатам» часто называют посланием свободы. Здесь 
						наиболее рельефно выразилась та новизна, которую принес 
						Новый Завет в область взаимоотношений человека и Бога.
						 
						Повторим главную мысль отрывка «оправдаться верою, а не 
						делами закона». Рассмотрим два главных термина «вера» и 
						«дела закона». «Дела закона» можно понимать в 
						буквальном, узком смысле и более широко. Буквально это – 
						исполнение уставных требований, обрядовых предписаний 
						Моисеева законодательства, строгое следование иудейскому 
						закону, Торе. И такое понимание смысла отрывка будет 
						совершенно верным. Апостол Павел имел своей ближайшей 
						целью возвестить свободу верующего во Христа от этих 
						ветхозаветных предписаний.  
						Но мы можем понимать дела закона и более широко, как 
						вообще уставные требования внешнего благочестия не 
						только иудейской синагоги, но и христианской Церкви. И 
						при таком подходе мы тоже будем правы. Тогда призыв 
						этого отрывка будет обращен непосредственно к нам: 
						никакие религиозные обряды и правила взятые отдельно от 
						веры не гарантируют нам спасения. 
						Действительно, весь строй христианской жизни учит тому, 
						что главное дело личного спасения заключается не во 
						внешних признаках благочестия, а внутри нашего сердца. 
						Но. Здесь есть одна большая трудность. Этот отрывок 
						часто используется протестантским богословием для 
						обоснования своего принципиального расхождения с 
						Православием. Речь идет об исходных предпосылках 
						сотериологии (учения о спасении).  
						В двух словах – протестантская сотериология исходит из 
						того, что мы спасаемся только верою и никакие дела нам 
						не помогут в этом деле спасения. Православие в течение 
						почти двух тысячелетий говорит иначе. Для спасения 
						необходима не только вера, но и личное усилие, т.н. 
						«добрые дела». Даже поверхностному взгляду очевидна 
						важность этого расхождения, этой проблемы. Ведь не 
						только протестантское богословие, но и вообще 
						современное, наиболее распространенное, религиозное 
						самоопределение человека выглядит именно так: я верю, но 
						Бог у меня в душе, зачем мне ходить в храм, каяться, 
						поститься, я могу помолиться внутренне и Бог меня 
						услышит. Вроде бы полностью соответствует только что 
						слышанным словам апостола Павла. Но только вроде бы. 
						Присмотримся внимательнее, что означает подобная вера, и 
						может ли она вообще называться верой. Или это только 
						декларация веры. Как выглядит типичный протестантский 
						призыв: я верую, и тем самым я уже спасен! Здесь 
						очевидно, что сама вера заменяется только манифестацией 
						«я верую», т.е. фактически мы имеем дело не с верой, а 
						со словами о вере.  
						Но разве вера это только слова? Вера, как и надежда, и 
						любовь – есть внутреннее состояние человека, с 
						необходимостью имеющее проявления в его поведении и 
						делах. «Как ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего 
						ненавидишь?» - спрашивает Сам Господь. Как мы можем 
						говорить, что имеем надежду на всеобщее воскресение, 
						милосердие Божие и вечную жизнь, а сами ходим унылые и 
						понурые от временных скорбей и неудач своей суетной 
						жизни? И как мы будем говорить: «верую, Господи, но нам 
						не надо Твоих промыслительных действий о нашем спасении, 
						не надо покаяние, не надо заповедей, я верую в Тебя, но 
						только Ты не приближайся ко мне, не входи в меня в 
						таинстве Евхаристии!» Именно такое заблуждение имел виду 
						апостол Иаков, когда писал свое послание, смысл которого 
						можно свести к краткой, но сильной фразе: «вера без дел 
						мертва есть». Итак, вера, если она жива в нас, 
						обязательно должна проявляться в нашей жизни, стремление 
						души к Богу должно быть реальным стремлением, действием, 
						а не только декларацией.  
						Подведем итог наших размышлений. Из сегодняшнего чтения 
						мы должны уяснить для себя, по крайней мере, два важных 
						положения: первое – никакие формальные ритуалы сами по 
						себе, без личной веры сердца не открывают нам путь к 
						Царству; второе – вера, не проявляемая в жизни, вера без 
						реального соединения со Христом в таинствах, без 
						следования за ним по Его заповедям, является не верой, а 
						пустозвонством о вере. Итак, дела без веры – ничто и 
						вера без дел – мертва. Вот два полюса человеческих 
						заблуждений, между которыми лежит Царский путь 
						христианской свободы.  |