Вера или дела закона? Гал. 2:16-20
Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами
закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали
во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а
не делами закона; ибо делами закона не оправдается
никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и
сами оказались грешниками, то неужели Христос есть
служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что
разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер
для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и
уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу
во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня
и предавшего Себя за меня.
Данный отрывок очень важен для христианского
мировоззрения и сложен для понимания. Само «Послание к
галатам» часто называют посланием свободы. Здесь
наиболее рельефно выразилась та новизна, которую принес
Новый Завет в область взаимоотношений человека и Бога.
Повторим главную мысль отрывка «оправдаться верою, а не
делами закона». Рассмотрим два главных термина «вера» и
«дела закона». «Дела закона» можно понимать в
буквальном, узком смысле и более широко. Буквально это –
исполнение уставных требований, обрядовых предписаний
Моисеева законодательства, строгое следование иудейскому
закону, Торе. И такое понимание смысла отрывка будет
совершенно верным. Апостол Павел имел своей ближайшей
целью возвестить свободу верующего во Христа от этих
ветхозаветных предписаний.
Но мы можем понимать дела закона и более широко, как
вообще уставные требования внешнего благочестия не
только иудейской синагоги, но и христианской Церкви. И
при таком подходе мы тоже будем правы. Тогда призыв
этого отрывка будет обращен непосредственно к нам:
никакие религиозные обряды и правила взятые отдельно от
веры не гарантируют нам спасения.
Действительно, весь строй христианской жизни учит тому,
что главное дело личного спасения заключается не во
внешних признаках благочестия, а внутри нашего сердца.
Но. Здесь есть одна большая трудность. Этот отрывок
часто используется протестантским богословием для
обоснования своего принципиального расхождения с
Православием. Речь идет об исходных предпосылках
сотериологии (учения о спасении).
В двух словах – протестантская сотериология исходит из
того, что мы спасаемся только верою и никакие дела нам
не помогут в этом деле спасения. Православие в течение
почти двух тысячелетий говорит иначе. Для спасения
необходима не только вера, но и личное усилие, т.н.
«добрые дела». Даже поверхностному взгляду очевидна
важность этого расхождения, этой проблемы. Ведь не
только протестантское богословие, но и вообще
современное, наиболее распространенное, религиозное
самоопределение человека выглядит именно так: я верю, но
Бог у меня в душе, зачем мне ходить в храм, каяться,
поститься, я могу помолиться внутренне и Бог меня
услышит. Вроде бы полностью соответствует только что
слышанным словам апостола Павла. Но только вроде бы.
Присмотримся внимательнее, что означает подобная вера, и
может ли она вообще называться верой. Или это только
декларация веры. Как выглядит типичный протестантский
призыв: я верую, и тем самым я уже спасен! Здесь
очевидно, что сама вера заменяется только манифестацией
«я верую», т.е. фактически мы имеем дело не с верой, а
со словами о вере.
Но разве вера это только слова? Вера, как и надежда, и
любовь – есть внутреннее состояние человека, с
необходимостью имеющее проявления в его поведении и
делах. «Как ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего
ненавидишь?» - спрашивает Сам Господь. Как мы можем
говорить, что имеем надежду на всеобщее воскресение,
милосердие Божие и вечную жизнь, а сами ходим унылые и
понурые от временных скорбей и неудач своей суетной
жизни? И как мы будем говорить: «верую, Господи, но нам
не надо Твоих промыслительных действий о нашем спасении,
не надо покаяние, не надо заповедей, я верую в Тебя, но
только Ты не приближайся ко мне, не входи в меня в
таинстве Евхаристии!» Именно такое заблуждение имел виду
апостол Иаков, когда писал свое послание, смысл которого
можно свести к краткой, но сильной фразе: «вера без дел
мертва есть». Итак, вера, если она жива в нас,
обязательно должна проявляться в нашей жизни, стремление
души к Богу должно быть реальным стремлением, действием,
а не только декларацией.
Подведем итог наших размышлений. Из сегодняшнего чтения
мы должны уяснить для себя, по крайней мере, два важных
положения: первое – никакие формальные ритуалы сами по
себе, без личной веры сердца не открывают нам путь к
Царству; второе – вера, не проявляемая в жизни, вера без
реального соединения со Христом в таинствах, без
следования за ним по Его заповедям, является не верой, а
пустозвонством о вере. Итак, дела без веры – ничто и
вера без дел – мертва. Вот два полюса человеческих
заблуждений, между которыми лежит Царский путь
христианской свободы. |