Проповедь на воскресное апостольское чтение
1 Кор.
9:2-12
Если для других я не Апостол, то для вас
[Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в
Господе. Вот мое
защищение против
осуждающих меня. Или мы не имеем
власти есть и пить? Или не имеем власти
иметь спутницею сестру
жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и
Кифа? Или один я и
Варнава не имеем власти
не работать? Какой воин
служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив
виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест
молока от стада? По человеческому ли только
[рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и
закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай
рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или,
конечно, для нас говорится? Так, для нас это
написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою,
и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить
ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли
то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у
вас власть, не паче ли мы? Однако мы не
пользовались сею властью,
но все переносим, дабы не поставить какой преграды
благовествованию
Христову.
Этот отрывок обращает наше внимание к теме, которую
стараются обходить стороной,
теме которая является как бы табу в
проповедях и духовных поучениях. Но текст этого
отрывка совершенно четко ее обозначает: это тема о
материальном содержании пастырей. Начиная
ее обсуждать, мы вторгаемся в область, очень
болезненную для пастырей и
пасомых, в первую очередь потому, что она
затрагивает наши жизненные интересы. Но, как видим
из послания апостола Павла, она волновала Церковь,
начиная с самых ранних времен. Актуальность ее не
пропала и сегодня, ибо, несмотря на ее тихое
замалчивание в православной среде, она чуть ли не
главная в разговорах не церковных людей о вере.
Первое, что приходится слышать от наших
современников, когда речь заходит о Церкви - это
истории о жадности и богатстве священников, в
терминологии простонародья "попов". Истории, большей
частью преувеличенные, их источник тот же, что и для
разговоров о воровстве начальства, продаже Родины и
т.д…
Анализ такого рода мировоззрения очень интересен, но
он не затрагивает нашей темы. Для нас сейчас важно
вскрыть богословские стороны затронутой апостолом
Павлом проблемы.
Итак, рассмотрим поведение обоих сторон - пастыря и
пасомого, не с духовной
стороны, как это мы привыкли слышать в проповедях, а
с материальной.
Очевидно, что пастырь, проявляя пристрастие, личную
заинтересованность в пожертвовании паствы, согрешает
грехом сребролюбия. Но это личный грех пастыря, за
который он ответит перед совестью и Богом. Прямого
нарушения заповеди или догматов веры в таком
поведении пастыря нет.
Теперь посмотрим на пасомого.
Приходя в храм мы знаем, что должны пожертвовать на
Церковь, причем даже знаем сколько: десятину
установленную Моисеевым законодательством, косвенно
подтвердил Сам Господь
уже в Завете Новом. О том же говорит и апостол Павел
в сегодняшнем послании. Что же получается: если мы
проявляем скупость на жертву, мы согрешаем не только
личным грехом сребролюбия, но и нарушаем прямую
заповедь Божию. А
рассуждения об алчности священства, даже при их
правдивости, будут для нас лишь оправданием. Всем
известно, на какие ухищрения способен человек, чтобы
заработать деньги, и еще на более тонкие ухищрения и
самооправдания способна наша душа, чтобы эти деньги
не отдавать. Поэтому, вместо
того, чтобы по привычке искать вину в другом, в
данном случае в священнике, в его плохо скрываемом
желании получить пожертвование, посмотрим на свое
внутреннее состояние и признаем: да, мне жалко
денег, да священник с виду вороват и не вызывает
доверия, но если я не раскрою сейчас свой кошелек,
то я не только согрешу, также как и этот священник,
но согрешу гораздо больше, ибо нарушу прямую
заповедь Божию.
Теперь другой, богословский аспект проблемы. В
разговорах о материальном содержании храмов и
пастырей кроме собственной элементарной жадности
проявляется и довольно опасная ересь манихейства.
Это известная гностическое течение, с которым
боролась Церковь в первые века, но которое живо до
сих пор, ибо его источник - примитивное понимание
духовной жизни, никогда не исчезнет. Смысл
манихейства в онтологическом дуализме - признании
двух равноценных начал мира - доброго и злого. В
такой схеме человек, как микромир, сочетает в себе
оба начала, причем доброе, светлое - это дух, а
темное, злое - это плоть. Тогда задача ясна -
избавиться от плоти, освободив чистый дух.
Христианское понимание совершенно иное - мы не
отвергаем, не отбрасываем плоть, телесную,
материальную сторону нашего бытия, но призваны к
преображению ее. С такой позиции
разговоры только о духовном, принятия только
духовной стороны бытия Церкви и человека за стоящие
внимания, есть явное манихейство, опасная
гностическая ересь, догматически недопустимая в
церковном сознании.
Легко доказать на примере насколько мы все
подвержены этому скрытому манихейству. Смотрите, как
часто можно слышать в православной среде фразы типа:
мы помолились, почитали акафист, какая благодать!
Или: я объездил святые места, приложился к
святыням - какая
благодать! Все эти фразы абсолютно верны. Но!
Вспомним, слышали ли мы когда-нибудь: я дал денег
батюшке, какая благодать! Чувствуем ли мы благодать,
совершая это духовное делание - пожертвование? А
ведь это действительно благодатное дело. Мы
исполняем заповедь - и ангелы радуются, более того,
расставаясь с деньгами, мы наносим удар по одному из
сильнейших грехов - сребролюбию - и бесы негодуют.
Почему же мы не чувствуем действительную благодать
от ясного и реального дела, а некие сомнительные
состояния новоначальной
экзальтации принимаем за оную? Вот так проявляется
это манихейское гнушение
материальным в
повседневной жизни любого прихода. Любая проповедь
обычно заканчивается неким призывом. Но сегодня я
нарушу это правило. Потому что даже в самой мягкой
форме вывод из размышлений на заданную апостолом
тему будет однозначно читаем: несите нам больше
денежек. Таким призывом, я заканчивать не буду. Но в
завершение просто приведу одну зарисовку из нашей
сегодняшней жизни. В одном типичном российском
городе после нескольких лет существования прихода,
построили новый храм - скромную деревянную церковку:
сруб посреди высотных
многоэтажек. Глядя на него, я всегда думал о
том, как было на Руси несколько десятилетий назад: в
любой деревне, часто посреди деревянных лачуг стоял
белокаменный храм. Раньше - каменный храм среди
лачуг, а сейчас - деревянный сруб среди огромных
зданий. Что называется, почувствуйте разницу…